Мастер-класс – неоправдавшие себя ожидания
Для начала, было бы неплохо выяснить, что же это такое – мастер-класс? Надо сказать, что при всем обилии информации в Интернете, четкое обозначение этого термина отсутствует. Проанализировав доступную мне информацию, я рискну обобщить ее, дав несколько упрощенное, но, по моему мнению, вполне адекватное определение: Мастер-класс – это передача своего профессионального опыта мастером и практическая форма повышения профессионализма для участников.
Поводом написания статьи, стало проведение на Камчатке мастер-класса по студийной фотографии молодым петербуржским beauty-фотографом Сергеем Мисенко, на котором ваш покорный слуга имел честь присутствовать в качестве студента. Ознакомившись с творчеством мастера на сайте www.misenko.ru, я пришел к выводу, что философия работ, техника их исполнения мне интересна. Следовательно, имеется реальная возможность почерпнуть бесценный и нужный для меня чужой опыт.
Сказать, что я не почерпнул из урока ничего ценного, нельзя. Кое-что стало для меня настоящим открытием. Откуда же тогда взялось чувство неявного разочарования? Поразмыслив, я понял. Все то полезное, что я вынес с мастер-класса, уместилось в 15-минутный отрезок времени. А остальные три часа сорок пять минут досадно пропали впустую. Почему так произошло?
Не будем обсуждать тему, что не каждый талантливый мастер, обязательно должен быть не менее талантливым преподавателем. В конце концов, любые формы и методы доведения информации до слушателя все равно достигнут цели, весь вопрос только во времени. Мне кажется, что основной ошибкой в проведении урока была обозначенная обширность затрагиваемой тематики: "Использование технического оснащения студии для достижения самых разных целей, психология работы с моделью, особенности модельной и студийной съемки, работа с глянцевыми изданиями". Очевидно, что каждый из затрагиваемых разделов темы, едва ли сможет вместиться в четыре часа практического занятия. Раздел "Психология работы с моделью" вообще потянет на хороший 120-часовой курс одного лекционного материала. Наиболее оптимальным решением, на мой взгляд, была бы разбивка программы мастер-класса на два независимых по тематике 4-х часовых занятия (по количеству отводимых для этого дней). Одно занятие - целиком практическое по использованию студийной техники, в котором мастер передает свой уникальный опыт моделирования естественного дневного освещения в студийных условиях, а второе – по технической подготовке фотографий по рассматриваемой тематике для работы с глянцевыми полиграфическими изданиями, опыта которой присутствующей на занятиях аудитории весьма остро не достает.
Что еще хочется добавить? Несомненно, занятие должно претворять лекционно-теоретическое вступление, но при этом не следует забывать, что получение теоретических знаний общего характера по заявленной теме ни для кого из присутствующих, скорей всего, не является проблемой. Интернет, он и на Камчатке – Интернет. Основной упор должен делаться на практическом использовании слушателями полученного опыта. И этот опыт должен остаться у них после занятия записанный в виде изображений на картах памяти принесенных с собой фотокамер. Каждый участник в присутствии мастера должен самостоятельно пройти последовательно все этапы урока: этот кадр из серии "так делать нельзя", а этот рекомендуется для большинства случаев съемки…
Вот собственно и все мои пожелания как к организаторам мастер-классов, так и к тем, кто их собирается проводить в дальнейшем.
Искренне ваш, Александр Лицис
Комментарии пользователей
Добавить комментарий | Последний комментарий
Доброго времени суток :) Ну, что могу сказать :) Феликс, я, конечно, Вас
понимаю... с одной стороны ) Что хочется всё и сразу, но это уже совсем другой
МК... дня на 4 и за абсолютно други деньги! Целью данного МК являлось донести до
людей, что открылась такая-то студия, с такими-то возможностями. Сегей показал
ОСНОВНЫЕ моменты работы по затрагиваемым темам. Другое дело - так сказать,
"индивидуальный аппетит". То есть кто то хотел получить очнь много, и
поэтому почувствовал, что мало:)(ну, как-то так) Кому-то полученного материала
хватило с головой. Кто-то подчеркнул для себя интересные моменты (Например - я)
которые, в свою очередь, привели меня самого к некоторым "открытиям"
так сказать. И опять же, основная аудитория, это люди имеющие крайне маленький
опыт съёмки в студии, либо не имеющие его вовсе. Поэтому не совсем уверен, что
они готовы за раз переварить огромную кучуне простого материала. Всё должно быть
планомерно. Поэтому "дальше - больше". Всё будет
Изменил(а): 13-03-2011 г. в 14:41 |
|
Собственно, что бы "все было" и хотелось, Павел...:) |
Есть талантливые мастера своего дела, а есть талантливые учителя. Очень редко
это уживается в одном человеке! У меня тоже сложилось впечатление малой
информативности сего мероприятия. Однако на следующий день я достал давно
пылящиеся на полке зонты, штативы и "начал творить" ;) Спасибо Павлу и Роману за организацию мастер класса. Ребята, если честно, то вам не надо ни кого приглашать, я думаю вам и самим есть чему поучить. Отдельное спасибо Наташе, очень хорошей и терпеливой модели. |
|
Наши мысли в этом сходятся...:) |
Ознакомился с работами мастера по указанным ссылкам. Как-то не цепануло совершенно! Местами свет просто никакой, бОльшая часть материала плоская, тупо ни о чём! Да - вижу красивых умелых моделек, да - вижу работу стилиставизажиста ... остальное - не более нажатие на кнопочку. Местами вялый закос под О.Титяева, не уверен осознанный ли, не важно!? На МК не ходил и не пошёл бы и слава яйцам! Чему там было учиться не совсем понятно. Студия старая, только под другой вывеской - ну ладно, можно считать открытием смену вывески, мне не жалко. Судя по шедеврам мастера - ну для совсем начального уровня фотографам может и поможет. Я не сказал бы что я знаю больше или что-то делаю лучше, я о требованиях к так называемому преподавательскому мастерству! В принципе у нас и Н.Ушаков есть, у которого, уж пардон, работы порядком грамотнее во всех отношениях и ехать никому никуда не нужно. Он показал бы класс лучше во всех отношениях и категориях не заявляя себя "мега-бьюти-фотографом"! Всем |
|
1. В статье не затрагивается тема о творчестве
автора. Это очень субъективный вопрос. Когда я
говорю, что меня тошнит от полотен Матисса или
Пикасо, а при виде квадрата Малевича близок к
истерике, мне отвечают, что это как раз и есть
степень воздействия таланта "великих" на
мой неокрепший организм..:) 2. Ходить или не ходить на МК - личное дело каждого. Даже с учетом своего разочарования, описанного в статье, я не сожалею о том, что пошел. Коля Ушаков - фотограф замечательный. Мне тоже нравятся его работы. Первое мое посещение МК по студийной съемке было как раз в его студии. Студия была тесной и ужасной во всех отношениях, но это нам не мешало. Свет ставили по классической трех-точечной схеме софт-боксов и это было для меня откровением. Потому, что было впервые. Сергей Мисенко, не заявлял себя мега-супер-фотографом. Можно спорить с его концепцией студийного линейного света от одного удаленного источника, но нельзя оспорить факта, что это что-то новое, что надо опробоват |
|
1. В статье были ссылки на работы мастера и вывод:
"я пришел к выводу, что философия работ,
техника их исполнения мне интересна"! Что
собственно и побудило меня также провести свой
анализ. По этому поводу я и высказал своё скромное
мнение, всего лишь :) А самое главное меня ни от
чего не тошнило, поэтому никакого воздействия
таланта "великих" не произошло :) 2. Ходитьне ходить - конечно же дело каждого, кто же запрещает :) Главное что бы была польза от потраченного времени и родился хоть один "шедевр" :) Если их нет, то и говорить не о чем :) "Мега-бьюти-фотографом" с кучей титулов Мисенко скромно заявлял себя на своём сайте :) Просто ожидал большего результата :) Ушакова в пример поставил как НЕ позиционирующего себя никак, но на выхлопе порядком выше мастера! Это всего лишь очередное моё наблюдение и мнение! Никому ничего не навязываю :) Один удалённый источник - это давно забытое старое, кстати :) |
Создалось впечатление, что некоторые участники МК расчитывали стать специалистами высочайшего уровня, после посещения одного МК, где их научили бы выставлять мега-сложный свет источников в 5 и т.д. Я считаю, что любой опыт хорош, любой опыт полезен! Уверен, что если участникам МК показать картинку с моделью у стены, ДО посещения МК, многие стали бы раздумывать, сколько было источников и где они стояли, и какова их мощность ипочему так мягко, а откуда тени и т.д. А так же могу сказать, чтовидел картинки у Сергея после МК(на камере, без обработки),спервого дня, и видел картинки некоторых участников, выложивших картинки с ТЕМ ЖЕ "линейным" светом, с ТОЙ ЖЕ моделью и т.д. Но, простите... как показала эта самая картинка, многим участникам ещё топать и топать до таких "простых" картинок. И скажите ещё, что никто не почерпнул для себя ничего нового из работы с моделью. |
|
Павел, тут все свои. Можно называть их конкретными именами. Я вот, по такому туману, так и не понял, могу ли я себя отнести к расплывчато указанной категории "некоторых участников", поэтому отписываюсь с позиции автора статьи и собственно по ее основной теме. В мастера, испокон веков, люди выходили из подмастерьев набравших необходимый опыт. Так может корректней ставить вопрос не так: "прийдя домой, некоторые обнаружили, что не стали мастерами", а так: "придя домой, участники МК поняли, что им не дали ни малейшей возможности побыть подмастерьем"? Показали "каменный цветок" и все, идите... У кого достанет способностей, тот повторит не распрашивая, чем его вырезали: молотком с долотом или фрезой... |
|
P.S. Кстати, показали бы эти самые картинки, до которых "некоторым ещё топать и топать". Страсть, как любопытно стало...:) |
|
Кстати, ДА! Где бы лицезреть хоть один ШЕДЕВР хоть одного участника с этого МК!? И желательно бы в сравнении с аналогичной работой МАСТЕРА! |
Я повторюсь, это был МК начального уровня и, кстати, когда Сергей спросил - "Может я рассказываю то, что все уже давно знают??" Все промолчали, никто ничего не сказал. А тут, прийдя домой, некоторые обнаружили, что не стали масетрами. В общем, я считаю, что ЛЮБОЙ опыт полезен и некоторые всё же достали "простые зонты" и начали снимать... Это ли не прогресс??? И со следующим приезжим мастером, мы тоже не станем мастерами, а лишь приплюсуем опыт, вот и все.... Ах, да... и по поводу студии - студия может и старая, но теперь, снимать в ней сможет каждый! |
|
>Все промолчали, никто ничего не сказал... Ну, мы вежливые люди. Степень подготовленности аудитории, обычно преподаватель выясняет сам. |
Вынужден был удалить последние комментарии, поскольку тут обсуждается конкретный мастер-класс. Хвалить или ругать студию можно там где речь идет именно о ней, скажем на Камфоруме (http://www.kamforum.ru/index.php?s=&showtopic=19298&view=findpost&p =221809). |